Такая красивая. Очень жалею, что такой город с многочисленными церквями остался только на картинках.... НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ И знатоки архитектуры, и неискушенные обыватели считали Никольскую (Николаевскую, Казанскую) церковь самой красивой в Симбирске. Небольшая, очень гармоничная, она сразу притягивала взгляды. Исследователь симбирской церковной старины Александр Кузьмич Яхонтов писал: «В сравнении с другими церквами Симбирска Николаевская церковь особенно замечательна архитектурою. … В печатных произведениях о Симбирске архитектура церкви называется «оригинальною». Действительность вполне соответствует этому суждению. Однако, при всем разнообразии орнаментов, нет здесь пестроты, но везде соблюдена строгая соответственность и приличие, красивость с прочностью, так что в здании выражается его характер и высокое назначение: это не палата, а храм Божий в возможной его лепоте» Никольскую церковь часто называли «дворцовой», т. к. стоящий по соседству губернаторский дом, где останавливались царствующие особы, в Симбирске гордо именовали «дворцом». Отсюда и название Дворцовой улицы, что вела к дому губернатора. Двойное название – Никольская и Казанская – отражает особенности архитектуры церкви и ее историю: это были два храма. «Обе церкви – самостоятельные, отдельные. Их нельзя назвать престолами. …Между обеими церквами нет соединительного входа. Теплая, западная, в честь Казанской иконы Божьей Матери; холодная, восточная – во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского» (1) Из «Симбирского календаря», напечатанного в Памятной книжке Симбирской губернии на 1916 год, следует, что 31 августа (10 сентября по новому стилю) 1651 года состоялось «освящение в Стрелецкой слободе деревянной церкви во имя Казанской иконы Божьей Матери – ныне Никольской при губернаторском доме». Это не совсем так. К указанной дате относится первое упоминание о церкви. В окладных книгах Патриаршего казенного приказа сказано: «7159 1651 года августа в 31 день по отписке и по переписным книгам Синбирского города соборной церкви Живоначальныя Троицы протопопа Сергия прибыла вновь церковь Пресвятыя Богородице Казанския в городе, в Стрелецких слободах, дани рубль 20 алтын 4 денги. И августа в 31 день те денги взяты» (1, 3). Н.И. Баженов справедливо писал: «храм с престолом в честь Казанской иконы Божьей Матери построен ранее 1651 г.» (2). Возведение деревянной Казанской церкви восходит ко времени основания города – периоду между 1648 и 1651 годами. Не ранее 1708 г. при Казанской церкви была построена Николаевская (1, 2, 4). А.К. Яхонтов приводит обоснование этой даты: «По преданию, записанному в «Церковной летописи» Николаевской церкви, на том месте, где сейчас стоит храм святителя Николая, стояла прежде походная церковь Стрелецкого полка, и самая чтимая икона святителя и чудотворца Николая… передана в дар гражданам Симбирска стрельцами… Нет нужды предполагать какой-либо особой церкви походной. Следует думать, что по одном из прибытий стрельцов в Симбирск, в 1708 году, по указу Императора Петра I, по размещении их по теперешней Стрелецкой улице, они были прикомандированы к находившейся здесь Казанской церкви. В эту церковь они и жертвуют икону святителя Николая, бывшую полковою, в ознаменование чего при Казанской церкви устраивается церковь с посвящением святителю Николаю…» (1) Неизвестно, как выглядели первоначальные Казанский и Николаевский храмы. К концу XVIII века обе церкви обветшали и были полностью перестроены, приобретя знакомый вид. В 1792-1796 гг. вновь построена каменная теплая Казанская церковь и освящена 9 мая 1796 года. Сразу после этого, в 1796 г., началась постройка каменной холодной Николаевской церкви, примыкающей к Казанской с востока. 25 августа 1801 года перестроенный храм освящен (1, 2, 4). Хотя Казанская была древнее и больше, в Симбирске церковь обычно называли Никольской. В 1836 г. Симбирск посетил император Николай I. Его указания по приведению города в «приличнейший вид» (о постройке Дома дворянского собрания, созданию Карамзинской площади, устройству Петропавловского спуска и т. д.) во многом определили развитие города и его облик. Побывал Николай I и в Никольской церкви, где протоиерей Спасо-Вознесенского собора Г.С. Мизерандов совершил для императора божественную литургию, за что был награжден золотыми часами (1). В Записках симбирского губернатора И.С. Жиркевича сказано, что Государь приказал расширить губернаторский дом с тем, чтобы «церковь, в которой он слушал обедню, вошла всем составом своим в дом губернатора», но дабы «у церкви одна наружность изменилась, а внутри точно было в том же виде, как и теперь, и чтобы навсегда оставалась приходскою». Это пожелание императора не было исполнено. В 1863 г. в Симбирске побывал цесаревич Николай Александрович – старший сын Александра II, из-за ранней смерти так и не вступивший на престол. Наследника сопровождал академик А.П. Боголюбов. Среди 250 его рисунков, вошедших в альбом «Путешествие по России», есть несколько видов Симбирска, в т. ч. с изображением Никольской церкви (фото 1). С этим визитом связано одно недоразумение, бытующее до сих пор. В 1864 г. вышла книга К. Победоносцева и И. Бабста «Письма о путешествии Государя Наследника Цесаревича по России от Петербурга до Крыма». В ней сказано: «…архитектор Бенземан…, что строил, около Карамзинской площади, недавно возобновленную церковь Николая Чудотворца, обратившую на себя внимание Великого Князя… оригинальностью и красотою рисунка». Видимо, отсюда сведения об «авторстве» И.А. Бенземана почерпнул П.Л. Мартынов (3), а за ним ряд более поздних авторов. Как уже сказано, Казанская и Никольская церкви перестроены в 1792-1801 гг. После этого работы проводились лишь после пожара 1864 г. Иван Адольфович, построивший в Симбирске ряд прекрасных зданий, работал здесь в 1837-1848 гг. и быть строителем Никольской церкви не мог. Храм пострадал в страшном пожаре 1864 года. Через год на пожертвования прихожан «был устроен новый иконостас в Казанской церкви вместо сгоревшего» (1), а в 1866 году восстановлена вся Никольская церковь («СГВ», 25.10.1866). Сгорел и весь церковный архив. Потому-то сведения о «допожарной» истории Никольского храма отрывочны и зачастую основаны на косвенных свидетельствах. В конце XIX века церковь неоднократно ремонтировалась. В 1877 г. Никольская церковь «исправлена…, поновлена штукатурка, лепная работа заменена новою, вся церковь выбелена, крыша окрашена медянкою». В 1884 г. «храм вновь исправлен снаружи и частью внутри». В 1887 г. настоятелем церкви стал Г.М. Сергиевский, и сразу начались внутренние работы в Казанском храме. «Были вызолочены и окрашены иконостас, заклиросные киоты и арка. Поновлены все иконы иконостаса… Потолок стены и пол окрашены…, стены разделаны под мрамор». Работы обошлись более чем в 1000 руб.; основные расходы взял на себя церковный староста Г.И. Старцев (1) В 1889-1890 гг. проводились наружные работы: штукатурка, побелка, ремонт крыши и крылец. В 1893-1895 гг. «поправки производились в холодном храме»: окраска стен и полов, обновление росписей и иконостаса и др. «Была окрашена медянкою крыша храма и водружен на Казанской церкви вновь сооруженный крест; исправлен крест и на Николаевской церкви». Работы, стоившие более 2.500 руб., проводились на «пожертвования прихожан, бывшего начальника губернии М.Н. Теренина и предводителя дворян губернии князя И.М. Оболенского. Преимущественное участие в заботах по обновлению храма принимали Симбирские купцы Ф.И. Масленников и А.И. Конурин» (1) Тогда же, в 1891 году, по свидетельству священника Г.М. Сергиевского «с северной стороны храма… найдены были черепа и кости похороненных людей, откапывались даже сохранившиеся гроба – колоды, сделанные из дуба, но при прикосновении они моментально рассыпались…». Находку сочли захоронением стрельцов. Впрочем, и много позже на бывшей Стрелецкой улице находили богатый археологический материал. По описанию А.К. Яхонтова внутреннее убранство Никольской церкви было таково. Престол и жертвенник в алтаре дубовые. На Горнем месте образ Спасителя в золоченой раме. По правую сторону – деревянный крест и образ Спасителя, по левую – образ Казанской Божьей матери. Предалтарный иконостас двухъярусный, с позолоченной резьбой. На резных царских вратах изображено Благовещение Пресвятой Богородицы и четыре Евангелиста. По сторонам – местные образа Спасителя и Божьей Матери. За южной дверью – образ крестителя Иоанна, за северной – св. Николая Чудотворца. В первом ярусе иконостаса иконы шести двунадесятых праздников; во втором – Тайная вечеря, образа Вседержителя и двенадцати апостолов. Над вторым ярусом – образ Воскресения Господня. На правой и левой сторонах храма две хоругви с изображениями св. Николая и Казанской Божьей Матери. В иконостасе за правым клиросом помещена особо чтимая икона святителя Николая, по преданию принадлежавшая стрельцам. За левым клиросом – икона Владимирской Божьей Матери. У правой стены на особом киоте – небольшая икона святителя Николая с надписью, что эта икона «сооружена от усердия нижних чинов Саратовской команды внутренней стражи 1828 года» На стенах росписи с изображениями святых. На своде купола четыре картины на библейские темы, а в центре, над головами молящихся, – изображение Господа Саваофа. В Казанской церкви святой престол и жертвенник деревянные. В двухярусном предалтарном иконостасе центральное место занимали иконы Казанской Божьей Матери и Спасителя в серебряных ризах. На северной двери изображен архидиакон Стефан, вместо южной двери – образ Иоанна Крестителя. Во втором ярусе – Тайная вечеря, Преображение Господне и Вознесение. Над вторым ярусом образ Воскресения Господня. В иконостасе за правым клиросом находилась икона Божьей Матери «Всех скорбящих радосте», за левым – икона Божьей Матери «Споручницы». В трапезе церкви – резной иконостас с образами Спасителя, св. Александра Невского, Казанской Божьей Матери, св. Николая; на втором ярусе – двенадцати апостолов. Среди древностей, хранившихся в Никольской церкви, А.К. Яхонтов выделяет Евангелия (1784 г. и др.), напрестольные кресты, потир 1814 года, дарохранительницы (1789 г. и др.), сосуды, венцы, церковные книги XVIII века и др. Замечательная архитектура церкви «представляет наглядное соединение двух типов христианских храмов. Древний тип постройки базиликообразной, смешивающийся с центрическим в теплой, Казанской церкви, переходит в чисто центрический в холодной, Николаевской… Каменная лестница ведет в каменный портик – крыльцо теплой церкви… Над длинным четырехугольным основанием церкви построен усеченный конус, который снаружи ограничивается несколькими нишами с архивольтами над ними; на конусе выстроен круглый барабан с пролетами, служащий помещением для колоколов, он оканчивается несколькими фризами… На барабане устроен субассимент из двух рядов небольших теремков; на нем – пирамидальный верх, оканчивающийся небольшим трибуном, на котором – реповидная глава, окрашенная в синий цвет, с золотым яблоком и восьмиконечным крестом. Холодная церковь построена в центрическом, итальянском стиле. На круглом цокольном фундаменте основано круглое же здание церкви с четырехугольными окнами… С восточной стороны примыкает небольшой пристрой…, напоминающий абсиду древних церквей. Большое венецианское окно здесь разделяется на три части, из которых средняя заложена кирпичом и с наружной стороны на ней изображен святитель Николай… С северной стороны ведут в церковь двери… На цокольном основании… находятся колонны, оканчивающиеся фигурными субассиментами, поддерживающими висячие арки, выдающиеся вверх из здания церкви теремками… Над церковью высится усеченный конус…, над ним барабан с фризами и карнизом; над барабаном на субассименте из теремков в один ряд – реповидная глава, окрашенная в синий цвет, на главе… – венец темно-синего цвета, на котором… золотое яблоко с восьмиконечным крестом» (1) Б.В. Аржанцев писал, что Никольская церковь «удивительно сочетала в себе красочные формы русского барокко с закомарами, кокошниками, шатровыми и луковичными главками». А.К. Яхонтов полагал, что первоначально приход Казанской церкви был большим. Это следует из суммы дани в Патриарший приказ в сравнении с другими храмами Симбирска. Потом приход уменьшался. В 1887 г. к Никольской церкви было приписано 48 дворов (193 человека). В 1900 г. прихожан было 139 человек в 43 дворах. Правда, по В.Н. Ильину в 1916 г. приход Никольской церкви составлял 1378 чел. (4), возможно, из-за притока беженцев в годы войны. Зато, как нетрудно предположить, среди прихожан «дворцовой» церкви было немало известных людей. Это М.Н. Теренин и другие симбирские губернаторы, купцы Заборины, Бокоунины и т. д. Пожалуй, самый тиражированный факт из истории Никольской церкви – крещение в ней Володи Ульянова. Это произошло 16 (28) апреля 1870 года. Обряд крещения произвели священник В.П. Умов и причетник В. Знаменский. Крестными стали А.Ф. Белокрысенко и Н.И. Ауновская. Надо сказать, Ульяновы не были прихожанами Никольской церкви. Возможно, они выбрали этот храм из-за близости к тогдашнему месту жительства. Причт церкви поначалу был двухштатным. С уменьшением прихода сокращался и причт. По клировым ведомостям в первой половине XIX века при Никольской (Казанской) церкви состояли священник, дьякон и два дьячка; с 1864 г. – священник и дьячок; с 1889 г. – священник и псаломщик. Священниками были Василий Умов (1869-1881), Феофан Яблонский (1881-1883), Стефан Зернов (1883-1887). В 1887 г. настоятелем Никольской церкви стал Гавриил Михайлович Сергиевский, служивший здесь без малого четверть века. По клировым ведомостям Никольской церкви «на содержание священнослужителей ни жалования, ни оклада не полагается, а пользуются они от прихожан доброхотным подаянием». Состоятельные прихожане «доброхотным подаянием» храм не обделяли. Небольшой доход приносили «проценты с капиталов, положенных на вечное поминовение» в банки. «При церкви нет ни усадебной, ни пахотной, ни сенокосной земли» (1). Правда, по Н.И. Баженову «церковной земли 177 ½ дес. в Ставропольском уезде Самарской губ.; доходы с неё делятся, согласно воле жертвовательницы, пополам между храмом и причтом» (2) В 1920-х годах Никольская церковь действовала, относясь к патриаршей ориентации. В 1930-м она уже принадлежала обновленцам – раскольничьему течению в Русской православной церкви. Решением Главнауки Наркомата просвещения СССР храм был включен в число охраняемых архитектурных памятников. Тем не менее в июне 1930 г. сняты колокола. 22-23 сентября 1931 г. большой Президиум Ульяновского горсовета постановил: «Имея в виду заключение Технической комиссии, Никольскую церковь закрыть, как угрожающую опасностью». Постановление малого Президиума горсовета от 25 апреля 1932 г. гласило: «Предложить Горстрою не позднее 15 мая 1932 г. Никольскую церковь полностью разобрать и убрать весь мусор». Храм был разобран до основания… В 1980-90-х гг. известные ульяновские краеведы предлагали восстановить Никольскую церковь. В отличие от неуклюжей попытки построить на площади собор, что чуть не привело к разрушению соседних зданий, возведение небольшого храма такой опасности не несет. Архитектор, краевед Б.В. Аржанцев, возглавивший в 1990 г. отдел охраны памятников облисполкома, писал: «Церковь должна быть восстановлена в своем прежнем виде, для чего имеются достаточные текстовые, графические и фотографические материалы». А.С. Сытин с учетом близости Дворца бракосочетаний предлагал сделать этот храм венчальным. Но… не случилось. Источники: 1. А.К. Яхонтов. Церкви города Симбирска. Выпуск 2. Церкви на горе. Симбирск, 1898. 2. Н.И. Баженов. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской Епархии по данным 1900 года. Симбирск, 1903. 3. П.Л. Мартынов. Город Симбирск за 250 лет его существования. Симбирск, 1898. 4. Симбирск-Ульяновск. Краеведческий справочник-путеводитель. Сост. В.Н. Ильин. Вып. 1, Ульяновск, 2001. 5. Документы из фондов ГАУО, ГИММЗ «Родина В.И. Ленина». и др.